Обзор систем статистики для мобильных приложений
В развитии любого продукта наступает момент, когда невозможно обойтись без изучения и анализа подробной статистики о его пользователях и их поведении. Не стали исключением и мобильные приложения. Давайте поговорим о системах аналитики для мобильных приложений, их особенностях и основных методах использования.
Современный мир трудно представить без приложений для мобильных телефонов и смартфонов. Они стали неотъемлемой составной частью маркетинговых кампаний крупных и средних брендов, новым каналом коммуникации с потребителем. Игровые приложения на платформах iOS и Android уже давно сформировали рынок с оборотом в миллиарды долларов.
И чтобы существовать на этом рынке, нужно не забывать о двух важнейших задачах: отслеживании эффективности рекламных каналов (трекинге) и мониторинге поведения пользователей внутри приложения.
Трекинг
Определить источник установки приложения не так просто, как может показаться на первый взгляд. При переходе из рекламного канала пользователь попадает не напрямую в приложение, а в магазин приложений, который в данном процессе — независимая от владельца приложения сторона. На этом этапе вся информация об источнике трафика теряется, и при последующей установке приложения из магазина невозможно достоверно определить, какая именно рекламная активность привела к установке приложения.
Кроме того, маркетинг приложения — это, по сути, CPA-маркетинг, поскольку целью 99% рекламных кампаний является установка приложения на мобильное устройство. То есть информация о количестве кликов и количестве просмотров рекламных материалов не является приоритетной для маркетолога, которому важно отслеживать установки приложения и их последующие запуски.
Для трекинга установок из рекламной сети необходимо добавить небольшой программный код (SDK) в исходный код приложения. А это означает, что процесс настройки трекинга может занять значительное время:
- Установка кода в приложение
- Тестирование приложения с добавленным кодом
- Подача в магазин приложений на утверждение
- Релиз обновленного приложения (от 2 до 10 дней)
- Финальный тест на «живых» пользователях
Сравните этот процесс с установкой системы статистики Google Analytics на любой, даже самый крупный, сайт. Для установки системы аналитики мобильного приложения вам точно понадобится помощь разработчиков и потребуется значительное время.
Другая сложность состоит в том, что на рынке существует порядка трехсот различных рекламных сетей, каждая из которых имеет свои особенности. Каждая из этих сетей предлагает свой трекер (SDK), и для того, чтобы работать хотя бы с десятью системами, необходимо установить десять различных SDK в приложение.
Это создает серьезные сложности разработчикам, так как увеличивается размер приложения, поддержка новых версий SDK занимает время, возможны проблемы с совместимостью различных SDK и т. д.
Системы трекинга позволяют избежать этих проблем. Они собирают информацию об установках приложения и определяют, из какой рекламной сети пришел пользователь. Для этого используется несколько различных методов, самый распространенный из которых — метод «отпечатков пальцев» устройства (fingerprint).
Этот метод предполагает сбор данных об устройстве, из которого был совершен клик по рекламному объявлению, и их сопоставление с параметрами устройств, на которые было установлено приложение. При таком методе неизбежны неточности в определении числа установок — в настоящий момент они находятся в пределах 5-10%.
Системы трекинга также позволяют отслеживать произвольные действия пользователя в приложении. Но главный их плюс в том, что такие системы уже интегрированы с крупными рекламными сетями — а значит, отпадает необходимость добавлять и поддерживать десятки SDK. Кроме того, данные об установках сводятся в единую панель — а значит, нет необходимости получать их от каждой рекламной сети отдельно.
В настоящее время 99% приложений используют ту или иную систему трекинга.
(Полную версию статьи вы можете прочитать в 24 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)