Cейчас надо переделывать мобильные сайты и приложения
«Мобильный» рынок развивается настолько быстро, что порой кажется, будто игроки рынка не успевают вовремя отреагировать на происходящие изменения. так ли это на самом деле? о состоянии мобильного сегмента рунета, готовности интернет-бизнеса быстро реагировать на перемены и ближайших перспективах развития мы поговорили с юрием синодовым — создателем сайта roem.ru, собравшего профессионалов интернет-рынка. помимо этого, юрий является создателем рейтинга-каталога студий Factus.ru, а также владельцем и идеологом экспертного сетевого издания Teleus.ru.
Какова, на ваш взгляд, специфика «мобильной сцены» Рунета? В чем мы отстаем от «Интернета вообще», в чем — опережаем?
Мы не только не отстаем, напротив: у нас все бурлит настолько быстро, что за изменениями не успевает никто. Если мы посмотрим на статистику Li.ru, то увидим, что еще года два назад на 5% мобильной аудитории можно было не обращать внимания. Год назад, когда этот показатель вырос до 20%, стоило начать беспокоиться и что-то делать. Сегодня же — когда мобильная аудитория составляет до 40% — мы понимаем, что все прежние решения и подходы устарели. Если раньше смартфон рассматривался и использовался в первую очередь именно как «мобильник», как средство связи с не очень-то востребованными дополнительными функциями, то за последний год ситуация изменилась радикально — сейчас смартфон зачастую является основным окном для выхода в Интернет, особенно в регионах.
Этим и объясняется тот факт, что доля просмотров из регионов выше, чем доля пользователей: большинство региональных юзеров предпочитают использовать для выхода в Сеть смартфон, а не десктоп.
Еще недавно при использовании мобильного устройства наибольшей популярностью пользовался доступ в социальные сети и к источникам прикладной информации (например, картам), то есть собственно «интернет» сужался до небольшого набора сервисов. Сегодня это уже не так, и это вполне естественно. Ведь с приложением может случиться все что угодно — например, его могут снести; телефон может потеряться, сломаться, разбиться. А вот если человек запомнил адрес сайта, просто поместил его в свою черепную коробку и запомнил как следует, то оттуда его поломками техники не выбить. Та же статистика Li.ru меня в этом только убеждает.
Достаточно ли внимания сейчас владельцы интернет-бизнеса уделяют мобильной стороне вопроса? В чем может быть причина недооценки?
Они просто не успели отреагировать. Проект разработки, движущийся ни шатко ни валко, вполне может отнимать год. При этом все склонны исходить из оценок сегодняшнего дня. Мало кто учитывает, с какой скоростью растет аудитория мобильных платформ.
Мы, скорее всего, в этом году увидим, что мобильные платформы возьмут 50% трафика. Для огромного количества интернет-бизнесменов это будет шоком. При этом студиям стоит бежать и нанимать соответствующие кадры уже сейчас: через полгода-год верстальщики, дизайнеры, кодеры смогут увеличить свои зарплаты раза в полтора.
Получается, что минусы от неиспользования мобильных версий и приложений участники рынка видят, но, тем не менее, создавать и внедрять их не спешат. Почему?
Причина проста — слабая конкуренция. Я не видел ни одного хорошего мобильного магазина. Хотя бы на уровне «Я ввел то, что мне надо, мне тут же показали карточку товара, я подтвердил, что хочу именно это, меня попросили ввести телефон и тут же перезвонили уточнить время и место доставки». Это было бы удобно; может быть, такие магазины и есть, но они в меньшинстве.
Распространение мобильного доступа во многом зависит от провайдеров связи. Удовлетворяет ли сегодняшняя стратегия операторов требованиям мобильности?
Операторы изо всех сил пытаются сделать две вещи. Первая: продать абоненту смартфон. Вторая: подписать абонента на безлимитный (или условно безлимитный) пакет трафика: для них это выгодно, так как они получают кучу людей, которые гарантированно будут им платить. По сути, именно операторы сотовой связи являются мотором развития мобильного Интернета в России.
Вообще, если говорить об «обеспечении» — чего не хватает мобильному Интернету для динамичного развития?
С точки зрения пользователей не хватает прежде всего понятности и удобства. Безопасности тоже не хватает, но про это пользователи не думают (или, в массе своей, думают гораздо меньше, чем про удобство пользования). С понятностью все не очень хорошо из-за того, что интерфейсные возможности разных аппаратов сильно отличаются и, с учетом бурного роста рынка и технологий, вид приложений и их способ устройства меню отличается разительно. Например, неподготовленному человеку может быть не очень легко разобраться в интерфейсе приложения соцсети Path, он может показаться слишком инновационным.
С оплатой, на самом деле, все не очень плохо: те, кто занимается платными услугами, будучи стиснуты всеми ограничениями платформы, весьма изобретательно подходят к тому, как облегчить пользователю жизнь: например, Uber умеет распознавать номер банковской карты, которую вы используете для оплаты поездок. Пожалуй, больше всего пользователям не хватает привычки таким образом оплачивать что-то. Кэш по-прежнему рулит.
(Полную версию статьи вы можете прочитать в 24 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)